Карта Медвы

Введение

        Географическое название Медва многократно упоминается в различных библейских источниках как имя моавитянского города, завоеванного израильтянами еще во время исхода у царя аморреев Сихона (Числа 21:30) и вошедшего в состав колена Реувена (Книга Навина 13:9-16). Еврейское название города - Медва, моавитянское звучало как Мадаба и в таком виде вошло и в современный арабский язык. По указанию ТАНАХа Медва находилась в 33 километрах к юго-западу от Раббат-Амона (современного Амана - столицы Иордании) и в 9 километрах к югу от города Хешбон. Медва упоминается в ТАНАХе многократно, несколько историй связанных с этим городом широко известны, например, именно неподалеку от Медвы царь Давид нанес поражение арамеям, союзным с видимо владевшим тогда Медвой Аммоном (I Парлипоменон 19:7-15). 

        Менее чем через сто лет, после распада империи Соломона на Иудею и Израиль, Медва отошла к Израильскому царству, которое, однако, со временем утратило контроль над ней. Еще через некоторое время царь Омри вновь овладел Медвой и поселил там израильтян; но моавитский царь Меша сумел отвоевать ее, и Медва снова упоминается в составе Моава (Исая 15:2). В эпоху Хасмонеев Медва была отвоевана у греков Йохананом Гирканом I, но позже его потомок Гиркан II уступил город набатеям. В 106 г., в результате победоносного марша императора Траяна Медва вошла в состав римской провинции Аравия. Уже через несколько десятков лет в период Мишны, по сообщению Талмуда, в Медве существовала еврейская община. В византийскую эпоху Медва была процветающим христианским городом, насчитывавшим не менее 13 церквей, часть из них - с мозаичными полами. 

        Наиболее известен пол в нефе церкви 6 в., представляющий собой мозаичную карту Святой земли и прилегающих к ней областей от Библоса (Гвала) на севере до Но-Аммона (египетских Фив) на юге. Мозаика была обнаружена в 1884 г. во время постройки новой церкви, однако стала известна ученому миру лишь в 1896 г., когда значительная ее часть (северная) была уничтожена. В 1965-66 гг. немецкая археологическая экспедиция осуществила реставрацию оставшейся мозаики. Именно об этой мозаике и пойдет речь в статье, предлагаемой вашему вниманию.

        Современная Мадаба, где можно и сейчас увидеть эту знаменитую мозаику, сегодня называемую картой Медвы, находится в Иордании на том же самом месте где стояла Медва библейская. Сегодня это город с населением около 12 тысяч человек, из которых около трети - христиане, остальные - мусульмане-сунниты, преимущественно оседлые бедуины. 
 

 

        Значение карты 

        Карта Медвы является одной из наиболее значительных археологических находок, сравнимых по важности возможно лишь с рукописями Мертвого моря. Карта эта, выполненная в виде мозаичного пола византийской церкви Георгия Победоносца, относится ориентировочно к 560-565 годам нашей эры (временам правления императора Юстиниана) и представляет собой паломническую христианскую карту, служившую как для украшения церкви, так и великолепным географическим пособием для паломников того времени. После захвата и разрушения города Медва (Мадаба) арабами-мусульманами в 7 веке, византийская церковь была полностью разрушена, значительно пострадала и сама карта. 

        Находясь в течении многих веков под слоем руин и земли, мозаика эта страдала от землятресений и наводнений, пока вновь не была случайно открыта в 1884 году греками-христианами, поселившимися в Мадабе после изгнания их черкесами из города Карак. Изгнанники начали строительство на том же самом месте новой церкви с тем же названием, и тогда часть мозаичного пола была обнаружена вновь. К сожалению, новые строители не оценили важности находки, и еще одна часть карты была безвозвратно утеряна при новом строительсте -колонна была вмонтирована прямо в мозаику. Таким образом, от огромной - примерно 16 на 6 метров (93 кв.м.) - карты сохранилось немногим менее трети. Сообщение о находке было немедленно отправлено в иерусалимский греческий патриархат, который в то время возглавлял патриарх Герасим. Герасим, однако, не придал сообщению ни малейшего значений и лишь после его смерти в Мадабу был отправлен специальный посланец иерусалимского патриархата и тогда о карте Медвы заговорил весь мир. 

        Стало известным, что находка эта представляет собой самую древнюю в мире карту, ориентированную по сторонам света - вверху карты находится восток, а не север, как это принято сегодня, отсюда, видимо, и произошло слово "ориентирование" - "ориент" - "восток". Карта так же выполнена в определенных пропорциях, которые еще нельзя назвать масштабом, но тем не менее, попытка масштабирования изображения присутсвует на этой карте явно. Масштабкарты, если можно назвать масштабом попытку выдержать некоторые пропорции, неравномерный: наиболее важные места даны более крупным масштабом (центральная Иудея примерно 1:15000, а Иерусалим - 1:1650). После обнаружения карты были сделаны десятки и сотни исследований мозаики, как израильскими учеными, такими как профессор Ави-Йона, так и археологами и историками всего мира.

       Однако, ни одно из этих исследований не было сделано, или, хотя бы переведено на русский язык. Большая часть этих работ касаются отдельных элементов карты и лишь немногие рассматривают все изображение в целом. В этой работе мы сделаем попытку объединить различные исследования, дополнить их собственными рассуждениями и идентификациями, для того чтобы создать о карте Медвы целостное впечатление. Карте, которая дает нам невероятное количество новой информации о географии Земли Обетованной, так как она выглядела в византийские времена, так как она сохранилась к 6 веку нашей эры. Значение этой информации переоценить просто невозможно. 

        Карта Медвы следует "Ономастикону" Евсевия, но включает элементы римской путевой карты. Надписи на греческом языке дают библейской и современной карте названия, иногда сопровождаемые историческим примечанием или цитатой из Септуагинты. Важные места и границы наделов колен Израилевых выделены красным цветом. Наиболее ценная часть карты - детальный план Иерусалима, на котором нанесены две улицы с колоннадами (в том числе раскопанная и частично реставрированная улица Кардо), башня Давида, многочисленные церкви (включая церковь Гроба господня и церковь на горе Сион), бани и, возможно, Западная стена. В Негеве обозначены многочисленные пункты, не известные из других исторических источников. Изображены некоторые особенности ландшафта, суда на Мёртвом море и животные в пустынях, а также обозначены переправы через реку Иордан. 

        Исследования мозаичной карты Медвы произодились начиная с первого десятилетия 20 века и вплоть до последних лет. Первый труд, написанный Якоби, был издан еще в 1905 году. Следующей серьезной вехой на пути исследования карты нужно считать глубокую и обширную работу израильского ученого профессора Иерусалимского Университета Михаэля Ави-Йоны в 1954 году. И, наконец, пожалуй, наиболее полное и подробное исследование было сделано немецким ученым Гербертом Доннером в 1992 г. Я позволю себе привести здесь две цитаты из статьи последнего, опубликованной в The Madaba Map Centenary 1897-1997, Jerusalem 1999, 37-40. 

        "Мозаичная карты Мадабы, разумеется, не ландшафтное изображение, это настоящая географическая карта, претендующая на подробное изображение реальных географических и топографических фактов. Автор карты старался воспроизвести с наибольшей возможной тщательностью реальность Палестины по обоим берегам реки Иордан и установить местоположение палестинских объектов. Естественно, он не преустпел в этом повсеместно, но попытка была удивительной и великолепной. Учитывая то, что наибольшая сложность состояла в том, что искусство картографии еще не было изобретено к 6 веку. В древности никто и не предполагал, что квадратную систему деления земли в Римской империи (agrimensores) можно использовать для составления карт целых регионов и, тем более, целых стран. В любом случае, тщательность изготовителя мозаики потрясающа; разумеется, не абсолютная, но относительная тщательность..." 

        "Идея уникальности этой карты лежит в самых различных сферах, но даже вне географии, топографии, картографии и, даже, теологии. Исключительная идея, абсолютно неизвестная до 6 века, заключается в изображении Божьих промыслов в карте! Эта идея была реализована лишь однажды за всю человеческую историю - в карте Медвы. Я не претендую на дальнейшее исследование этого. ... мозаичная карты Медвы занимает свое место в начале истории картографии, поскольку это наидревнейшая известная карта, заслуживающая своего названия!" 

 

 

        Реставрация и датировка карты 

        К середине 20-го века состояние карты было настолько ужасным, что требовались немедленные работы по реставрации и консервации, иначе полная потеря карты была бы неизбежной. Необходимо отметить, что не только строители новой церкви нанесли мозаике непоправимые потери, к такому состоянию карту привело и отсутствие всяческого ухода за ней владельцами церкви. Мозаику периодически заливало водой, она разрушалась от постояных движений деревянного настила, сделанного над ней. Части мозаики, в особенности ее центр, изображающий Иерусалим на тот момент держался уже на честном слове, без всякого цемента, только за счет силы трения между камнями. Отдельные камни вылетали просто когда по ним кто-то проходил. Предыдущие попытки реставрации производились около сорока лет тому назад. 

        В декабре 1964 года Ганноверский фонд "Фольксвагенверк" выделил немецкому обществу исследования Палестины 90 000 немецких марок для работ на карте Медва. К делу удалось привлечь двух крупных немецких специалистов по реставрации мозаик - директора музея "Рейниш" в Трире доктора Хейнца Купперса и реставратора Хейнриха Брандта. Возглавлял проект Герберт Доннер. В апреле 1965 года реставраторы совершили поездку в Иорданию, для того, чтобы определить фронт будущих работ, получить необходимые бумаги и разрешения. Работы также были благословлены тогдашним патриархом Иерусалимским и всей Палестины Бенедиктом и начались 15 сентября 1965 года. 

        После тщательной очистки поверхности и удаления цемента, заполнявшего лакуны, мозаика была разделена на 14 сегментов, проводя линии разрезов так, чтобы они нанесли наименьший вред: по линии рек, берегам Мертвого моря, горным хребтам. Поверхность мозаики была залита специальным легким клеем, на который положили тонкую шерстяную ткань. Затем мозаику осторожно вынули и перевернули. Были отреставрированы отдельные камешки и сегменты. Вся старая цементная подложка была удалена и, вместо нее, насыпали слой песка и конкрета глубиной 4,5 см. На песок был уложен слой асфальта, чтобы избежать проникновения в мозаику снизу сырости и земли, поверху же уложили отреставрированную и очищенную мозаику. 

        Датировка карты Медва, представляющая собой один из интереснейших и сложнейших аспектов ее исследования, тем не менее, произведена с большой точностью. При определении даты создания этой уникальнейшей мозаики во внимание принималась как общая техника создания мозаик, в зависимости от периода - стоит упомянуть, что в те времена в Византийской империи создавалось огромное количество самых различных мозаик, в том числе на территории Земли Обетованной, так и различые специфические детали данного произведения искусства. Однако общий стиль мозаики не может дать нам точной датировки - известны подобные мозаики 450 г (Антиохия, ц. Иоанна Крестителя), начала 6 века (Герасса, ц. Петра и Павла), мозаики византийской церкви на горе Нево и многие другие. Все они несколько отличаются по стилю от карты Медвы.

       Однако и не существует противоречия между техниками мозаик указанных выше и данной. Содержание самой карты, изображение городов и географических пунктов с высоты птичьего полета, как будто бы иллюстрирует паломнические тексты 6 века, подробно описывающие нам географию Святой Земли в те годы. Среди них можно выделить записки посетившего Палестину между 518 и 530 годами архидиакона Теодосиуса, путевой дневник (примерно 570 г.) анонимного паломника из Пьяченцы и подробнейшие описания паломницы Игерии (первая половина 6 в.). Сюда же можно добавить "Краткое описание Иерусалима", 550 г., неизвестного автора. 

        Несмотря на то, что географические пункты, упомянутые в вышеназванных трудах, их точное расположение не всегда со стопроцентной точностью совпадает с изображением карты Медва, существует значительная корреляция, позволяющая утверждать, что здесь не идет речь о простом совпадении. 

        Очень важную информацию нам дают конкретные изображения карты, так, например, определяющим моментом является нахождение на той части карты, которая изображает Иерусалим, новой базилики Божьей Матери (Неа Теотокос), построенной Юстинианом и открытой 20 ноября 542 года. Это говорит о том, что, разумеется, карта не могла быть создана ранее этой даты. О том же говорит наличие на карте объектов, впервые упомянутых паломником из Пьяченцы: церквей Галгаллы, Египетских Мучеников около Ашкелона, св. Виктора в Газе и других. Учитывая, что большинство этих объектов было разрушено и уничтожено навсегда во время персидского нашествия Хосрова II 614 года, и то, что правление императора Юстиниана закончилось его смертью в 565 году, можно достоверно утверждать, что карта Медвы была создана в этих временных рамках, то есть между 542 и 614 годами н.э., а скорее всего и до смерти Юстиниана 565 г. Более точная датировка карты, увы, невозможна. 
 

 

 

        География карты Медва 

        Как мы уже указывали, сохранившаяся часть карты не превышает 30 процентов от оригинала, имевшего в длину около 16 метров, а в ширину - около 6. Однако, нам в известном смысле, повезло: сохранилась центральная часть карты, показывающая нам центральную, наиболее важную с традиционной точки зрения, ее часть и ее сердце - Иерусалим. На востоке границей карты явялются пустыни Иордании, на западе - Средиземное море. Южная граница - долина Нила, и, кстати, там картографические пропорции наименее правдоподобны. Северная, наиболее пострадавшая часть карты уходит в Ливан, к Библосу и Баальбеку.

       Ориентирована карта, как мы уже писали, на восток, север находиться в ее левой части. Вполне возможно, что такая ориентировка карты диктуется тем, что византийские церкви - и данная в их числе - развернуты апсидой на восток и, таким образом, человек, стоящий лицом к алтарю видит перед собой карту с правильного угла зрения - ведь перед ним именно восток, а север находится по его левую руку. Таким образом, направление сторон света на карте совпадает с истинным. 

        Наиболее сохранившаяся центральная часть карты показывает нам Мертвое море и впадающую в него реку Иордан, часть гор Моава на востоке, самарийское нагорье вплоть до Шхема на севере и иудейское нагорье до Хеврона и Бейт Гуврина на юге. На побережье Средиземного моря сохранились кусочки, изображающие Ашдод, Ашкелон и Газу. Виден и фрагмент Беер-Шевы. Отдельно сохранился довольно большой кусок Синайского полуострова и дельты Нила. На отдельных небольших фрагментах сохранились небольшие части территории Звулуна, Галилеи и другие. В целом все сохранившиеся фрагменты вместе занимают площадь около 30 кв. метров и состоят из 800 000 камней. 

        Можно выделить несколько групп элементов изображений на карте. К первой группе можно отнести чисто топографические элементы - равнины и пустыни, изображенные желтовато-белым цветом, горы коричневого и розоватого цветов, реки и моря голубого цвета. Можно считать, что это первая в истории человечества попытка выделить орографические, гидрографические и другие картографические элементы из общего пейзажа. 

        Ко второй группе можно отнести элементы биосферы - растения (например, финиковые пальмы у Иерихона), животных (оленей, льва, охотящегося на газель), рыб и др. Возможно, древний художник пытался указать на ареалы распространения различных видов флоры и фауны на Святой Земле. С точки зрения современного историка, такая информация представляет несомненную - и немалую - ценность. 

        Третья - рукотворные элементы пейзажа - мосты (в том числе через Иордан в районе современного моста Алленби), корабли на море и многое другое. Кстати, последнее вызвало удивление первых исследователей, в те времена даже не подозревали, что на Мертвом море было развито мореплавание, водное транспортное сообщения. Сегодня после находки портов, доков, якорей и других морских артефактов, факт судоходства на Мертвом море стал общеизвестен. 

        Четвертая - это населенные пункты, поселки, города, замки, церкви и другие здания и постройки. Причем крупные города, такие как например, Иерусалим, Неаполис (Шхем), Лидда-Диосполис, Ямния, Элевтерополис, Ашдод, Ашкелон, Газа, Карак - даны целыми картинками, внутри которых также можно выделить отдельные элементы; Иерусалим вообще представляет собой отдельную карту внутри карты, довольно подробно детализированную. Такие города показаны именно как карта - план сверху. Города среднего размера, Иерихон например, показываются картинками-пиктограммами как вид с фронта, как это принято в обычных эллинистических и римских мозаиках древности. Также специфическими картинками изображаются наиболее значимые отдельные постройки: здания, крепости, башни и церкви. 

        И, наконец, пятая категория - это пояснительные надписи на греческом языке сделанные в нескольких стилях. Обычные надписи сделаны черным на белом фоне, имеющие особое значение - красным. Надписи эти указываеют не только названия городов и поселков, но и территориальных наделов, как например, "Иудея" или "колено Дана". Кажется любопытным заметить, что явные ошибки греческого написания, попадающиеся иногда на карте, свидетельствуют о местном происхождение мастеров. 

        Вместе с тем любопытно также отметить некоторые ошибки или просто несоответсвия, сделанные составителями карты. Например, вади Хаса на карте впадает в Мертвое море, тогда как в реальности этот ручей впадает в Иордан. Есть явные несоответствия изображенного русла ручья Зарка с реальным, побережье Средиземного моря изображено с нарушением всяческих пропорций, в частности расстояние между Ашдодом и Ашдод-Ям (портом) слишком велико, линия побережья от Газы до Египта вообще не соответствует действительности. Есть ошибки продиктованные религиозным характером карты: так например Нил на карте течет не с юга на север, а с востока на запад, как предписывают христианские взгляды того времени - ведь Нил одна из рек Рая! К сознательным ошибкам, разумеется, необходимо отнести и непропорционально большие размеры Иерусалима - иначе было бы невозможно вместить в его изображение все те детали, которые художнки обязаны были туда внести, поскольку Иерусалим - это самый важный город Святой Земли и, соответственно, самая важная часть карты. 

        И не смотря на все это, нам кажется необходимым подчеркнуть еще раз: информационная ценность карты Медва настолько велика, что просто не знает аналогов в истории и археологии, и сравнить по важности эту находку можно лишь со знаменитыми рукописями Кумрана. 
 

 

 

        Письменные источники карты 

        Невероятное количество информации, которой насыщена карта Медвы, разумеется, не взялась ниоткуда; очевидно, что ее создатели пользовались разнообразными письменными источниками при составлении плана, вероятнее всего теми, которые были им доступны непосредственно на месте. Уже одно это говорит о том, что в Медве византийского периода имелась довольно неплохая библиотека! Разумеется, мы не знаем - и не можем знать обо всех текстах, которыми пользовались авторы мозаики, но некоторые из них мы можем указать с большей или меньшей степенью вероятности и достоверности. 

        Абсолютно никаким сомнениям не подлежит то, что главным и основным источником для художника была Библия, ее Ветхий и Новый заветы в греческом изложении, тот самый перевод, который был сделан семьюдесятью еврейскими мудрецами в Александрийской библиотеке по просьбе Птолемея Филадельфа и который так и называется "Септуагинта" (перевод семидесяти). Именно на Библии базируется генеральный план и концепция карты как таковой, детали же явным образом были взяты и из других источников. Различные книги ТАНАХа (он же Ветхий Завет) дали возможность авторам воссоздать как расположение некоторых не сохранившихся к византийским временам объектов - как например, дубрава Мамре, так и библейского расположения территорий наделов колен Израиля. 

        Вторым важнейшим письменным источником, с которым сверялись создатели карты, однозначно был "Ономастикон" (комментарии к Библии) греческого автора, одного из отцов церкви Евсевия. Евсевий опубликовал свой труд, полностью называющийся в переводе на русский язык "Комментарии к именам собственным в Библии", приблизительно в 320 году, будучи епископом Кейсарийским. Кстати, труд этот и сегодня служит многим исследователям важнейшим источником по географической библеистике. Достаточно заметить, что из 149 пояснительных надписей на карте 61 являются прямыми или косвенными цитатами из "Ономастикона". Давайте рассмотрим несколько явных тому примеров: 

        Поселение Тимна, упомянутая в книге Берейшит (Бытие 38:12-13), куда Иегуда, сын Иакова отправился к стригущим скот, неподалеку от селения Адуллам на карте Медва отмечено точной цитатой из Евсевия: "Тамна, где Иуда стриг скот" (Ономастикон 96:24-26), что не точно соответствует библейскому тексту. Евсевий помещает Тимну посередине между Диосполисом (Лодом) и Аэлией (Иерусалимом), карта слепо следует за источником, тогда как реальное местоположение Тимны - в долине Аэла между Бейт-Шемешем и Бейт-Гуврином, неподалеку от современного Адуллама, и значительно южнее, чем ее поместил Евсевий. 

        Библейскую деревню Зоар "Ономастикон" описывает как "Балак, он же Сегор, ныне Зура". Так же написано и на карте. Практически полное совпадение пояснительной надписи к библейскому Грару в южной части страны, Сикару, что пред Неаполисом, где Иисус разговаривал с самаритянкой - кстати, колодец, сегодня идентифицированный напротив могилы Иосифа в Шхеме, изображен на карте отдельно - все говорит об интенсивном использовании этой знаменитой и основополагающей в христианской традиции книги.

        Кстати, видимо именно из-за Евсевия и произошла путаница с важнейшими библейскими горами Гризим и Эйваль, обе они отмечены на карте Медвы дважды - на своем естественном месте и рядом с Иерихоном! Понять почему - нам вновь поможет текст "Ономастикона". Евсевий с упрямой уверенностью помещает Гризим и Эйваль именно напротив Иерихона (Ономастикон 64:9-17), оговариваясь однако, что самаритяне указывают обе эти горы у Неаполиса... "Но они ошибаются, - пишет отец церкви - поскольку две эти горы в Самарии расположены слишком далеко друг от друга, и с одной из них невозможно услышать голос человека, прозвучавший на другой". Сегодня мы знаем что, без всяческого сомнения, ошибался именно Евсевий, но создатель мозаики принял, по выражению Г. Доннера "соломоново решение" - изобразив оба возможных варианта. 

        Что касается иных письменных источников, которые могли бы повлиять на автора карты, их наличие трудно доказуемо и определяемо, хотя таковые существовали несомненно. Различные ученые предполагают влияние на автора мозаики трудов Иосифа Флавия, как "Иудейской Войны", так и "Иудейских Древностей", дневников различных паломников, о некоторых из них уже упоминалось выше.. Некоторые иссследователи считают, что в библиотеке Медвы могли содержаться и использоваться труды Оригена, св Джерома и других ранних отцов церкви. 

        Несомненным, однако, представляется использование византийских дорожных карт, хотя на сегодняшний день нам известна лишь одна такая карта Tabulae Peutingerianae - ориентировочно 4 век нашей эры. Эти таблички, сохранившиеся лишь в средневековой копии содержат дорожную карту всей Византийской империи. Несомненно, в те времена существовали и другие карты. На карте Медва изображены лишь немногие из дорог, однако отмечено довольно много верстовых столбов, как например дорога из Иерусалима к Неаполису (Шхему). Верстовыми столбами отмечены дороги из Иерусалима к Бейт-Хорону и далее, к Лоду и к побережью Средиземного моря. На дороге же из Иерусалима в Бейт-Шеан (Скитополис, на карте утерян) отмечен ряд городов, не упоминающихся ни в Библии, ни у Евсевия - таких как Архелаис, Фацаэлис и Кореис, известных по крайней мере из трудов Флавия. 

        Разумеется, наконец, вполне разумным, и, даже, необходимым является предположение о личном знакомстве автора мозаики с географией Земли Обетованной, ее городами и дорогами. Точность и аккуратность карты, в особенности с топографической точки зрения, видимо, определяется именно этим обстоятельством - расположение различных поселков по отношению к орографии местности, на вершинах гор или же в долинах, говорят нам о том же. А вот на самом юге, в районе долины Нила художник, видимо, никогда не бывал и составлял план лишь с чужих слов или изображений.