Статьи для сайта

Офель

      Небольшая территория между южной стеной Старого Города Иерусалима и тем местом, где сейчас проводятся раскопки Города Давида называется "Офель". Слово "офель" происходит от того же корня, что и, скажем, Афула - то есть, "возвышенность". Изначально, как считается, здесь стоял дворец царя Соломона, возвышавшийся над городом. В те времена чем богаче и знатнее был род, тем выше по склону стоял его дом. Современные исследования показывают, что часть Офеля, примыкающая к современной южной стене города - она же южная стена Второго Храма - представляет собой искусственную засыпку. Видимо изначально склон в это месте был круче и ландшафт сровняли, чтобы получить возможность застроить эту часть. И это, судя по всему, то самое место, которое ТАНАХ и называет "Мило" - "Заполнение", сделанное царем Соломоном - В 3-й книге Царств, в главе 9-й, 15-й стих. Позже, по-гречески Офель назывался Акрополис. Собственно говоря, весь южный склон города представляет собой остатки построек времен Второго Храма и более поздних, где и сегодня ведутся интенсивные раскопки.

Австрийцы в Иерусалиме

      Консульство Австрии в Иерусалиме было открыто еще в 1849 г., поскольку необходимость в официальном представительстве этой страны в Святой Земле назрела уже к тому моменту основательно. Сюда приезжали не только австрийские паломники - христиаане, но и исследователи, лингвисты, историки - самый разночинный люд. Да и, кроме того, имперская Австрия, чьи короли именовались также и королями иерусалимскими, всегда чувствовала свою особую ответственность за самый главный в мире город. В 1855 году в Иерусалим приезжает печально знаменитый брат короля Франца Иосифа Максимилиан, будущий неудавшийся король Мексики. В 1881 г.сюда совершал паломничество принц Рудольф, сын Франца Иосифа и оставил свои воспоминания об Иерусалиме в книге "Путешествие на Восток, включая Египет и Святую Землю". В этой книге он пишет: "Иерусалим сохраняет неизменный древний и суровый еврейский характер, не имеющий ничего общего с веселыми, пестрыми городами ислама и их базарами". (Цитируется по книге А. Резникова "Иерусалимский след"). Позже, в Чехии, Рудольф покончил жизнь самоубийством вместе со своей возлюбленной.

Достопримечательности Иордании

       Современное Хашемитское Королевство Иордания располагается восточнее реки Иордан, занимая значительную площадь суровых и бесплодных пустынь, геологически более всего подходящих к пустыням Саудовской Аравии. 80 процентов территории этой страны - неуютная, не подходящая человеку голая равнина, продуваемая жаркими сухими ветрами 9 месяцев в году и пронизываемая холодом зимой. Однако остальные 20 процентов - плодородный восточный берег реки Иордан, струящийся ручьями, зеленящийся лесами и угодьями, полный историческими и археологическими чудесами, на пустыню не похож. Эта, пятая часть современной Иордании в историческом разрезе практически никогда не была связана с бесплодными 80-ю и относилась к земле библейской, к Обетованной Эрец Исраэль, земле Израиля.
        Еще до прихода сюда евреев под предводительством Моисея, народы, населявшие Левобережье исповедовали близкие религии, говорили на одном и том же семитском языке, были братьями - если и не родными, то двоюродными то уж точно.

Александро-Невское подворье

     Хотя церковь Александра Невского и была первой русской церковью на Святой Земле (определение места 1860, строительство 1877 гг.), русские паломники приезжали в Иерусалим и значительно ранее. Первое упоминание о русских в Иерусалиме - самое начало 12 века (1104-1107 гг.) - о паломнической группе, которую возглавлял игумен Даниил, оставивший нам свои путевые заметки. В 1582 году в Палестину уже отправилось российское посольство под руководством купца Коробейникова. 
        В 1820 году в монастырском странноприимном доме (но еще не русском) неподалеку от Храма Гроба Господня жил русский дипломат Дмитрий Дашков, но уже в 1835 русского дворянина Авраама Норова в Иерусалиме встречают три русских монаха, "живущих здесь издавна". В 1850 году русский поэт и собутыльник Пушкина Петр Вяземский не отмечает наличия русского странноприимного дома в Иерусалиме, а вот писатель Николай Берг, посетивший Святой город всего лишь десятилетие спустя пишет о русской гостинице "которую в народе называют "Казанова"" (А.Резников) - видимо от "Каса Нова".

Национальная политическая идея

      В данной работе мы пытаемся рассмотреть значение еврейской национальной политической идеи в контексте мировой истории, ее развитие от условного момента появления на свет - либо же кодификации как таковой - через время и пространство вплоть до настоящего момента. Разумеется, данная статья никоим образом не может претендовать на объективность, более того, автор сознательно старается избежать объективизма как такового, исходя, хотя бы, из соображения того, что объективного подхода в истории существовать не может по определению. Кому-то, вполне допустимо, могут не понравиться идеи, заложенные в данной работе, другому может показаться, что автор приписывает еврейской национальной идее слишком много места в конструкции мировой цивилизации. В ответ на это могу лишь упомянуть о том, что очень многие историки в мире (по большей части и нееврейские вовсе) придерживаются аналогичного авторскому мнения, и, кроме того, автор пользуется лишь всем известными, признанными текстами, явно изложенными в этих текстах идеями без каких бы то ни было натяжек.

Аполлония - Арсуф

       Современный город Герцлия, как нам всем прекрасно известно, находится несколько севернее Тель-Авива и назван в честь основоположника сионизма Теодора Зеева Герцля, являсь одним из престижных мест проживания в Израиле. Здесь расположены жилые комплексы посольств и районы богатых вилл. Менее известно, однако, что не смотря на то, что сам город выстроен практически на пустом месте в песках, в его окрестностях есть целый ряд довольно любопытных достопримечательностей.
        Грунтовая дорога ведет мимо развалин Решефа к огромному строению с минаретом - Сидна Али. Самаритяне считают, что это место захоронения первосвященника Эли, времен судей (1 Книга Царей 2). Мусульмане называют разные имена - то ли Абу ибн Али 1081 года, то ли воина, погибшего в 1260 году. Теперешнее здание мечети отстроено в 1481 году шейхом из Назы по имени Шамс ад-Дин, который замуровал в стену черный камень правосудия. По преданию, тот, кто не мог в темноте коснуться этого камня, считался виновным.

Карта Медвы

      Географическое название Медва многократно упоминается в различных библейских источниках как имя моавитянского города, завоеванного израильтянами еще во время исхода у царя аморреев Сихона (Числа 21:30) и вошедшего в состав колена Реувена (Книга Навина 13:9-16). Еврейское название города - Медва, моавитянское звучало как Мадаба и в таком виде вошло и в современный арабский язык. По указанию ТАНАХа Медва находилась в 33 километрах к юго-западу от Раббат-Амона (современного Амана - столицы Иордании) и в 9 километрах к югу от города Хешбон. Медва упоминается в ТАНАХе многократно, несколько историй связанных с этим городом широко известны, например, именно неподалеку от Медвы царь Давид нанес поражение арамеям, союзным с видимо владевшим тогда Медвой Аммоном (I Парлипоменон 19:7-15). Менее чем через сто лет, после распада империи Соломона на Иудею и Израиль, Медва отошла к Израильскому царству, которое, однако, со временем утратило контроль над ней.

География Исхода

      История Исхода евреев из Египта всегда была одной из самых волнующих и загадочных тем, затрагивающих умы и сердца исследователей как еврейских так и христианских. И если толкование традиционно-религиозного смысла этого события обладает некоторыми свойствами консенсуса в каждом поколении исследоватетелей, то его географическая сторона веками вызывает ожесточеннейшие споры толкователей, занимающих порой диаметрально противоположные позиции. Не смотря на то, что весь путь, проделанный сынами Израиля с момента выхода из Египта и до восхождения Моисея на гору Нево, откуда ангел Господен показал ему всю Землю Обетованную довольно подробно описан в Торе - многие географические пункты на этом пути толком не идентифицированы. Что и приводит в конечном итоге к серьезным разночтениям в трактовке географии Исхода. Наибольшее количество споров, пожалуй, вызывает наиболее чудесное событие, поизошедшее с евреями на этом пути - переход моря посуху.

География Песни Песней

     Хочу представить нашим читателям новое эссе - исследование, посвященное исторической географии Израиля - Эрец Исраэль. В этот раз для исследования была выбрана одна из красивейших книг ТАНАХа - Ветхого Завета, величайшая в мире песнь о любви - "Песнь Песен", написанная царем Соломоном в 10 веке до нашей эры. Говорят, что нет новых сюжетов после Шекспира - так вот: нет их и ранее. Наверное, все, что может придумать человеческая фантазия - все сюжеты, характеры, события, условия - уже использовано в ТАНАХе - этой Книге Книг. Написанной столь давно, что иных письменных свидетельств той эпохи почти и не сохранилось.         В данном эссе нас не интересует историчность сюжета, его литературные свойства. Не обсуждаем мы и проблему авторства данного текста. Все, что нас интересует - лишь географические названия, то и дело возникающие в тексте Песни Песен. Возможно, многим читателям Библии будет любопытно, о каких местах и городах идет речь, что от них сохранилось, что находится на этом месте сейчас. На этих любопытных и рассчитана наша работа. В ее процессе мы идем по тексту подряд.

Эрец Исраэль Михаила Булгакова

            Судьба Михаила Афанасьевича Булгакова в чем-то сродни судьбе Пушкина: и тот и другой неоднократно обращались к властям с просьбой о предоставлении им возможности посетить заграницу, и, как известно, им обоим в этом было многократно отказано. Два русских гения умерли, так и не побывав за пределами земли российской. Не знаю, куда бы отправился Александр Сергеич, скорее всего во Францию, остров свободы тогдашней литературы, которой он восхищался и по которой страдал, но автор "Мастера и Маргариты", как нам кажется, прежде обычных европейских маршрутов непременно бы посетил Палестину. Страну, сотни раз исследованную им по картам и запискам путешественников, страну, приходившую ему во снах, страну, рассказам о которой он внимал, страну - средоточие многого и многих. Поэт Николай Гумилев, великолепный и влюбленный в свое дело этнограф, публиковал свои исследования Палестины. В Петербурге еженедельно происходили собрания "Российского Императорского Палестинского Общества", на которых постоянно звучали рассказы паломников в Святую Землю. Короче говоря, современники Булгакова знали об Израиле, о его библейской истории и достопримечательностях значительно больше, возможно, чем мы с вами. 
     

Subscribe to RSS - Статьи для сайта